18.11.2012 г. в помещении Воскресной школы Свято-Никольского храма г.Саранска состоялось 3-е собрание Молодежного общества Восточного благочиния.На собрании присутствовало 12 человек.Отец Василий Антипов очень интересно рассказал о сущности добра и зла.Зло не имеет сущности,Бог зла не сотворил.Каждый человек выбирает в своей жизни или путь уничтожения или путь созидания,зла или добра,смерти или жизни.Были заданы вопросы:о преодолении уныния,какие грехи являются смертными и др.У Молодежного общества Восточного благочиния есть своя группа В Контакте,ее адрес:vk.com/club45213607.Принято решение проводить собрания Молодежного общества каждое воскресенье в 18.00.
18.11.2012. Встреча3.
Пришли8 человек.
В качестве продолжения прошлой беседы,я зачитал дословно из книги Достоевского рассказ князя Мышкина о предсмертном состоянии преступника и его оценку каждой из (предполагаемых) пяти последних минут его жизни.
Вот это описание.
«Но я вам лучше расскажу- сказал князь,- про другую мою встречу прошлого года с одним человеком. Тут одно обстоятельство очень странное было, — странное тем собственно, что случай такой очень редко бывает. Этот человек был раз взведен,вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием,за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование,и назначена другая степень наказания;но однако же в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут, или по крайней мере четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет. Мне ужасно хотелось слушать, когда он иногда припоминал свои тогдашние впечатления,и я несколько раз начинал его вновь расспрашивать. Он помнил всё с необыкновенною ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет.Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, были врыты три столба, так как преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат.Мой знакомый стоял восьмым по очереди,стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, Что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил,чтобы подумать в последний раз про себя,а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Он очень хорошо помнил, что сделал именно эти три распоряжения и именно так рассчитал. Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный; прощаясь с товарищами, он помнил, что одному из них задал довольно посторонний вопрос и даже очень заинтересовался ответом.Потом, когда он простился с товарищами,настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать: ему всё хотелось представить себе, как можно скорее и ярче, что вот как же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то, — так кто же? Где же? Всё это он думал в эти две минуты решить! Невдалеке была церковь,и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце, Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними… Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны;но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжело, как беспрерывная мысль: “Что если бы не умирать! Что если бы воротить жизнь, — какая бесконечность!всё это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!” Он говорил, что эта мысль у него наконец в такую злобу переродилась,что ему уж хотелось, чтоб его поскорей застрелили.
Князь вдруг замолчал; все ждали, что он будет продолжать и выведет заключение.
Далее была беседа о том, что зло не имеет своей сущности, оно само по себе не существует,оно есть только тогда, когда уничтожается добро, т.е. какая-то сущность.
Для начала зачитал рассказ из книги для Воскресных школ (Белорусского издания)про студента и профессора.
История про студента и профессора.
Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос: «Все, что существует,создано Богом?» Один студент смело ответил: «Да, создано Богом». «Бог создал все?» - спросил профессор. «Да, сэр!» -ответил студент. Профессор спросил:«Если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло». Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он еще раз доказал, что вера в Бога это миф.
Еще один студент поднял руку и сказал: «Могу я задать вам вопрос, профессор?» «Конечно!»- ответил профессор. Студент поднялся и спросил: «Профессор, холод существует?» «Что за вопрос? Конечно, существует.Тебе никогда не было холодно?» Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил: «На самом деле, сэр, холода не существует.В соответствии с законами физики, то,что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передает ли он энергию. Абсолютный ноль (-460 градусов по Фаренгейту или -273 градуса по Цельсию)есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла».
Студент продолжил: «Профессор, тьма существует?»Профессор ответил: «Конечно, существует!»Студент ответил: «Вы опять неправы,сэр. Тьмы также не существует. Тьма в действительности есть отсутствие света.Мы можем изучить свет, но не тьму. Мы можем использовать призму Ньютона для того, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить тьму. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его.Как вы можете узнать, насколько темным является какое-либо пространство? Вы измеряете то, какое количество света там представлено. Не так ли? Тьма - это понятие, которое человек использует для того, чтобы описать то, что происходит при отсутствии света».
В конце концов, молодой человек спросил профессора: «Сэр, зло существует?» На этот раз неуверенно, профессор ответил:«Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми,множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ничем иным как проявлением зла». На это студент ответил: «Зла не существует, сэр, или,по крайней мере, его не существует для него самого. Зло - это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод -слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло это не вера или любовь, которые существуют, как свет и тепло. Зло это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода,который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света». Профессор сел.
Молодого студента звали Альберт Эйнштейн.
Далее рассуждаем следующим образом:
Не имеют в себе сущности -зло, холод, тьма, боль – они существуют, уничтожая добро, тепло, свет. Сюда же нужно отнести осуждение, ропот, недовольствои прочие грехи.То есть это путь уничтожения, стремление к нулю (→ 0).
Когда осуждаем и ропщем - мы уничтожаем, превращаем существующее в ноль, во тьму, в холод, делаем пустоту и в душе и вокруг.
После осуждения в душе всегда остается пустота! Душа не получает пищи от осуждения и недовольства.
Имеют в себе сущность – добро,тепло, свет. Сюда же отнесем:смиренное несениесвоего креста, благодарность,довольство малым и прочиехристианские добродетели.Это путь созидания,духовного роста, развития, стремление к вечности (→ ∞).
Когда несем свой крест – созидаем сущность, заполняем пустоту, работаем с Богом.
В душе бывает радость, спокойствие совести и чувство исполненного долга.
Но здесь сталкиваемся с парадоксом.
Зло не является сущностью, но есть личность- носитель зла – демон. Как можно носить то, чего не существует?
В этом и состоит гибельное положение демонов, что они свободно выбрали для себя смерть, самоуничтожение, а вместе с собой влекут и тех из людей, кто соглашается с ними, т.е. нераскаянных грешников.
Как можно сознательно и свободно выбрать зло, уничтожение? Кажется разумный человек этого сделать не может! Но увы!Потому состояние человека во грехе называется ненормальным, а сам человекбезумным!
Парадокс– это запредельная истина для нашего ограниченного ума. Ум не постигает многих истин духовного мира. К таким непостижимым истинам относятся догматы,сутьтаинствцерковных и многие «тайны Царства Небесного». Сюда же следует отнести такое явление, как свободный выбор зла!
Это умопомрачительное действие! (Потому и называются в духовной литературе грешники, и прежде всего бесы –безумными,исступлёнными из ума).
Следовательно,если бы мы сознавали это помрачительное действие греха, то избегали бы его как огня.
Вот отсюда вывод: насколько серьёзно и настойчиво мы должны изучать законы духовной жизни. Если весь мир в конце концов прекратит своё существование,а душа наша (т.е. наша личность будет жить вечно, то не трудно увидеть всю глубину слов Христовых: «Ищите прежде всего царствие Божие и Божию правду…»(Мф.6,33).
Протоиерей Василий Антипов
—Вы кончили? — спросила Аглая.
— Что?кончил, — сказал князь, выходя из минутной задумчивости.
— Да для чего же вы про это рассказали?
— Так… мне припомнилось…я к разговору…
— Вы очень обрывисты,— заметила Александра, — вы, князь,верно хотели вывести, что ни одного мгновения на копейки ценить нельзя, и иногда пять минут дороже сокровища. Всё это похвально, но позвольте однако же,как же этот приятель, который вам такие страсти рассказывал… ведь ему переменили же наказание, стало быть, подарили же эту “бесконечную жизнь”. Ну, что же он с этим богатством сделал потом? Жил ли каждую-то минуту “счетом”?
— О,нет, он мне сам говорил, — я его уже про это спрашивал, — вовсе не так жил и много, много минут потерял».