Искушение дьяволом Иисуса Христа.
В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление им дьявола — как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов крещения.
Согласно евангельскому рассказу,после своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос,ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить Его на грех, как всякого человека.
Искушение 1:Голодом: «если Ты Сын Божий, скажи,чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3); Ответ: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом,исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4).
Искушение 2:Гордыней: «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6); Ответ: «написано также:не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7).
Искушение3:Верой (Властью): «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак,если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4:6-7); Ответ: «отойди от Меня,сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.» (Лк.4:8).
После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и сё, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11).
В прочих книгах Нового Завета об искушении упоминает апостол Павел в своём Послании к Евреям: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). В том же послании апостол пишет:«мы имеем не такого первосвященника,который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушён во всём, кроме греха» (Евр.4:15).
В отличие от других евангельских историй,получивших своё отражение в апокрифической литературе, которая добавила к ним много подробностей, история искушения Христа в апокрифах не раскрывается. О нём лишь кратко упомянуто в Евангелии от Никодима в диалоге дьявола и ада перед сошествием туда Христа: «…что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой.Я подверг Его искушению и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него».
Богословский комментарий .
Анализируя тексты Евангелий, богословы считают, что Христос«возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола» непосредственно сразу после своего крещения. Преподобный Ефрем Сирин рассуждает о причинах того,почему Иисус был ведён в пустыню именно Святым Духом: …для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить,что Дух позднее и ниже Сына. Если бы возвёл Его только на борьбу и битву, а не к чести также и покою, то, быть может,правильное бы сомнение овладевало теми спорщиками, которые пытались это исследовать. Но если Дух ниже Сына, то почему Духу дана власть возводить Его в пустыню? Он открыл Себя как обладающий такой властью, когда возводил Его в пустыню.
Иоанн Златоуст в«Беседах на Евангелие от Матфея» пишет о причинах, почему искушение Христа произошло сразу после крещения. По мнению святителя, это было сделано для того, «чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать ещё большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное».
Толкователи выделяют ряд параллелей между странствованием евреев по пустыне и событиями искушения Христа:
-переход евреев через Иордан (Нав.3:1-17) и крещение Иисуса Христа;
- голод евреев в пустыне и голод Иисуса Христа;
- различные испытания евреев в пустыне с целью их нравственного очищения и искушение Христа дьяволом;
-утоление голода евреев манной небесной и искушение превратить камни в хлеба для утоления голода Христа.
Также искушения Христа в пустыне имеют параллели с ветхозаветной историей Иова, подвергнутого сатаной испытаниям по дозволению Бога. Иов перенёс три испытания, и в последнем, как и Христу,ему предлагалось поклониться диаволу через признание справедливости происходящих бед, созданных руками сатаны.
Феофилакт Болгарский,толкуя Евангелие от Луки, делает следующее замечание относительно срока поста Иисуса, после которого к нему приступил с искушениями дьявол: «Постится сорок дней и не превышает меры поста Моисеева и Илиина, чтобы тем не подать сатане мысль, что Он больше их, но чтобы он приступил к Нему, думая, что и Он —человек, а вместе и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно».
Во время каждого из искушений Иисус не совершает никаких действий, а лишь ведёт диалог с дьяволом.Поэтому богословы отмечают, что именно«слово уст Его осудило сатану» и Христос«попрал похоти искусителя и бросил в бездну, дабы попрали их те народы, которые когда-либо были попираемы ими».
По словам Луки, после искушения в пустыне дьявол оставляет Иисуса Христа«до времени» (Лк.4:13), так как потом он вновь начинает искушать его через народ иудейский и даже через его учеников апостолов, строя всевозможные козни. Евангелист Марк сообщает, что в пустыне Иисус «был со зверями» (Мк.1:13) — это указание на то, что Христос (новый Адам)был в окружении зверей, не смевших причинить ему вреда, также как и ветхий Адам в раю. Катехизис Католической церкви отмечает, что «Иисус есть новый Адам, остающийся верным там, где первый Адам поддался искушению».
Значение искушения.
В христианском вероучении считается, что искушение было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь. В отношении божественной природы Христа это искушение было борьбой дьявола с Сыном Божьим,воплотившимся ради спасения человечества,за сохранение своей власти над людьми.
Искушение голодом.
Дьявол надеялся, что Христос, терзаемый голодом, соблазнившись и сотворив однажды чудо для себя, поступит также и в будущем: оградит себя легионами ангелов от толпы врагов, сойдёт с креста и призовёт Илию на помощь (Мф.26:53, 27:40-49). Этот замысел дьявола был направлен на то, чтобы не осуществилось дело спасения человечества крестными страданиями Христа. На лукавый совет диавола Иисус ответил словами Моисея,сказанными относительно манны, которой Бог питал евреев в пустыне: «Не одним хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор.8:3). Феофилакт Болгарский отмечает,почему дьявол предложил Иисусу обратить в хлеб не один камень, а несколько:«диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба» (при этом у Луки, в отличие от Матфея, речь идёт об одном камне).
Искушение гордыней.
При втором искушении дьявол предложил поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Христос мог этим легко увлечь их за собой, но это было бы бесплодно для их нравственной жизни. Также, Иисус показал, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу Бога. Дьявол, как и при первом искушении, начинает свою речь со слов «если Ты Сын Божий», чем,по мнению толкователей, пытается возбудить у Христа тщеславие. В данном искушении дьявол цитирует Иисусу строки90-го псалма, который показывает верующим выгоды полной надежды на Бога.
Искушение верой (властью).
Последний раз искушая Иисуса, дьявол, показывая ему все царства мира, над которыми якобы он имеет власть, и предлагая их ему, надеялся смутить его человеческий дух и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества.Своим отказом Иисус показывает, что он не признаёт власти сатаны над миром,который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение. В отношении вопроса о том, как Христу были показаны все земные царства, Феофилакт Болгарский пишет: «я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, представив пред очи в призраке, а не в воображении Господа».
Прохождение Христа через искушения дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать.Ефрем Сирин отмечает, что как крещение состояло из трёх погружений, так и искушений было тоже три. Всё пребывание Христа в пустыне, его пост, молитва и завершившее их искушение являются, по словам Иоанна Златоуста, примером того,как надо вести борьбу с силами зла: Пропостившись же сорок дней и ночей,последи взалка, давая, таким образом,случай диаволу приступить к Нему, чтобы Своею борьбою с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними;они нарочно в палестрах (школах гимнастики)схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь диавола на борьбу, Христос обнаружил пред ним Своё алкание, и когда тот приблизился,Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственною Ему лёгкостью.
Церковное почитание.
В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост,первая часть которого — четыредесятница,совершающаяся в подражание посту Христа.
Чтимые церковью места.
Церковное предание считает местом, где Иисус сорок дней провёл в посте и был искушаем дьяволом, гору недалеко от Иерихона.Гора имеет высоту 380 метров и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и на её вершине располагается монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах. Монастырь основан в IV веке, его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.
Гора является традиционным местом христианского паломничества:
…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне,обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени,копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней.
Мудрые высказывания святых отцов:
***
Молодой монах пришел за советом к авве Моисею.
***
Один брат, вернувшись в свою келью, нашел ее в полнейшем беспорядке. Он готов был уже проклясть виновника такой беды,как вдруг прикусил язык. Он вспомнил слова старца: «Прокляни человека, и будут две могилы».